В ходе эксперимента пришли к твердому убеждению: необходима глубокая модернизация системных основ организации учебного процесса, внедрение дистанционного обучения. В основе перемен лежат следующие принципы:
высокоточная ориентация профессиональных компетенций выпускников дистанционного обучения на быстро изменяющиеся запросы отраслей и предприятий промышленного комплекса;
гибкость образовательных программ дистанционного обучения и учебных планов, призванных оперативно отражать эти запросы на основе проектного подхода к организации профессиональной подготовки;
внутривузовская академическая мобильность студентов по вертикали и горизонтали как главная предпосылка ориентации вуза на требования потребителя, реализующаяся путем осознанного выбора студентами дистанционного обучения и индивидуальных траекторий проектной подготовки;
неразрывное единство дистанционного обучения, научной и воспитательной деятельности.
Для наиболее полной реализации этих основополагающих принципов необходимо прежде всего создать новую, более эффективную систему мониторинга спроса и предложения на сопряженных рынках образовательных услуг, рабочих мест и профессиональных компетенций для всех сфер трудовой деятельности выпускников: инженерно-технической, научной, управленческой, экономической, гуманитарной. Коренным образом предстоит изменить процедуры и алгоритмы планирования учебного процесса в рамках бесплатного интернет образования - дистанционного обучения и многоуровневой системы подготовки выпускников, освоения ГОС ВПО третьего поколения и перехода на систему зачетных единиц (кредитов).
В рамках системной инновационной образовательной программы дистанционного обучения вуз обеспечивает массовое внедрение информационных технологий и адаптированных к условиям вуза элементов ЕКР - систем во всех контурах управления и на всех стадиях образовательного процесса - от разработки образовательных программ по разным направлениям подготовки и оперативно-календарного планирования до непосредственного проведения занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки выпускных квалификационных работ.
Из простого средства контроля успеваемости и стимулирования академической активности студентов балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов планомерно превращается в инструмент правового регулирования взаимоотношений в связке «студент - преподаватель». В этом качестве она будет эффективно содействовать минимизации коррупции, искоренению халатного отношения преподавателей и сотрудников к своим служебным, а студентов - к своим учебным обязанностям.
Организационные механизмы воплощения перечисленных принципов и решения поставленных задач разрабатываются в двух взаимосвязанных модернизационных проектах: «Разработка и реализация проектного подхода к формированию профессиональных компетенций выпускников с участием предприятий-работодателей» и «Модернизация системных основ организации воспитательного процесса».
Конечная цель внедрения проектного подхода в образовательный процесс дистанционного обучения - обеспечить новый этап развития университета в условиях жесткой конкуренции, выйти на уровень элитной профессиональной подготовки выпускников в прямом соответствии с требованиями предприятий, повысить имидж и привлечь наиболее качественный контингент абитуриентов.
Суть проектного подхода к формированию профессиональных компетенций выпускников дистанционного обучения таково: в рамках единого учебно-научно-воспитательного процесса на кафедрах разрабатываются и реализуются инновационные проекты, включающие научно-образовательный и научно-производственный компоненты.
Научно-образовательный компонент - это совместная и одновременно индивидуализированная профессиональная подготовка студентов разных курсов, направлений и специальностей ВПО в составе единой учебно-проектной группы (команды студентов), которая работает по заказу и при прямом участии какого-либо предприятия или группы предприятий.
Содержанием деятельности учебно-проектной группы является разработка инновационного инвестиционного проекта, имеющего целью реализацию на одном или нескольких предприятиях какого-либо крупного организационно-технического новшества. В составе такого «проектного пакета» инновационный научно-производственный проект выступает системообразующим, стержневым элементом в организации совместной учебной и научной деятельности учебно-проектной группы студентов, преподавателей вуза и сотрудников предприятий-заказчиков.
Результатом совместного участия предприятий и кафедр в подготовке и реализации таких «проектных пакетов» являются два инновационных продукта.
Во-первых, - проектно-конструкторская, технологическая, правовая, организационно-экономическая, финансовая, экологическая и прочая первичная проектная документация, созданная учебно-проектной группой по заданию предприятия, а также детальный бизнес-план с обоснованием коммерческой эффективности инвестиций.
Во-вторых, - команда профессионалов с квалификацией бакалавров, специалистов и магистров, готовых к реализации конкретного инвестиционного проекта и получивших во время обучения в проектной группе бесценный опыт межпрофессионального взаимодействия. В состав проектной группы могут входить будущие инженеры-конструкторы, технологи, менеджеры, экономисты, экологи, маркетологи, системотехники, программисты. В крупных научно-производственных проектах найдется место коммерсантам, РR-менеджерам, психологам, юристам.
Конкретный состав учебно-проектной группы обусловлен содержанием, продолжительностью и глубиной проработки реализуемого ею научно-производственного проекта. Это значит, что формирование учебно-проектных групп должно носить перманентный характер. По мере продвижения научно-производственного проекта в группу будут входить все новые и новые участники, подключаясь к решению тех профессиональных задач, условия для которых уже подготовлены на его предшествующих этапах.
Возможность комплектования адекватных по профессиональному составу учебно-проектных групп является уникальным достижением технического университета, обеспечивающего в своих институтах и на факультетах фундаментальную инженерно-техническую, организационно-экономическую, правовую, экологическую и другие виды профессиональной подготовки. Пришла пора преодолеть оставшиеся барьеры на пути реализации проектного подхода, а именно: архаичность, чрезмерную унификацию и, если говорить резче, окостенелость организационных форм учебного процесса. Сделав это, мы обеспечим самое важное на сегодня условие успешной реализации проектного подхода - повышение внутривузовской академической мобильности студентов и преподавателей.
Работа по модернизации организационных основ дистанционного обучения ведется в трех главных направлениях:
формирование матричной организационной структуры технического университета в соответствии с проектным подходом к управлению учебным процессом;
интенсификация процесса освоения учебных модулей и расширение реальных возможностей их осознанного свободного выбора студентами;
создание внутренней конкурентной среды вуза и системы академической селекции студентов.
По материалам журнала "Высшее образование в России"
|