Реализуемые в Российской Федерации образовательные программы направлены на обеспечение возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями. Примерные программы среднего профессионального образования призваны помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Примерные программы среднего профессионального образования включают в себя следующие три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности “не менее”) распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Рубрика “Знать/понимать” включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика “Уметь” включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Таким образом, к основным функциям примерных программ среднего профессионального образования относятся:
-
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
-
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерные программы среднего профессионального образования являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного комплекса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерные программы среднего профессионального образования содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерными программами среднего профессионального образования предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
|