Дополнительное образование повышение квалификации специалистов в России берет начало с 1858 года, когда в Военно-медицинской академии открылся факультет усовершенствования врачей с набором 10 человек в год. Институт дополнительного образования повышение квалификации вузовских преподавателей окончательно сформировался в советский период. В 1949 году при Московском, Ленинградском и Киевском университетах были организованы институты дополнительного образования повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма, преобразованные в 1955 году в преподавателей общественных наук. В 1967 году аналогичные институты дополнительного образования повышения квалификации были открыты при Ростовском, Ташкентском и Уральском университетах имеющих разные формы дополнительного образования.
Главным звеном вводимой системы стали факультеты дополнительного образования повышения квалификации, открытые при ведущих вузах страны в 1967-1968 годы. Основными направлениями их работы стали повышение профессиональной квалификации преподавателей вузов, организация научной стажировки преподавателей и семинаров-совещаний заведующих кафедрами.
14 января 1988 года Коллегия Минвуза СССР подвела некоторые итоги двадцатилетнего периода. Она констатировала успехи и недостатки созданной системы: дополнительное образование повышение квалификации. Среди последних были выделены следующие: стихийность размещения сети учебных подразделений, разработок учебных планов и программ, выпуска научно-методической литературы; слабая взаимосвязь дополнительного образования повышения квалификации с должностным продвижением преподавателей; неоправданная унификация обучения на ФПК и ИПК без учета различий категорий слушателей; отсутствие организованного повышения квалификации в области новых и перспективных направлений науки, техники и культуры; низкий уровень преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла; недостаточный контроль за качеством и конечными результатами дополнительного образования повышения квалификации по формам дополнительного образования; острота решения проблемы повышения квалификации своих преподавательских кадров.
В 1993 году в Казанском государственном технологическом университете и Московской государственной геологоразведческой академии открывается дополнительное образование повышение квалификации преподавателей вузов по направлению «Педагогика высшей школы», что приведет к появлению сети Центров по указанному направлению в ряде ведущих вузов страны. Таким образом, в настоящее время в высшей школе России дополнительное образование повышение квалификации преподавателей вузов осуществляется через систему ИППК, ЦППК и ФПК, стажировку, соискательство, перевод на должности научных сотрудников, творческие отпуска, внутривузовские курсы, семинары заведующих кафедрами, деканов, проректоров и ректоров высших учебных заведений.
В настоящее время система дополнительного образования повышения квалификации включая различные формы дополнительного образования содержит 105 ФПК с плановым контингентом 11 тысяч человек, 9 ЦППК с контингентом 600 человек и 6 ИППК с тремя филиалами, насчитывающих около 1700 слушателей. При сохранении конкурсно-контрактной системы преподавательских должностей в высшей школе с оптимальной длительностью контракта в пять лет примерная мощность системы повышения квалификации должна составлять около 50 тысяч человек в год (сегодня - 12,5 тысячи). На современном этапе развития отечественной высшей школы актуальным является переход от периодического дополнительного образования повышения квалификации преподавателей вузов к их непрерывному образованию через создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы.
|